Ошеломительная сделка КТЖ
Речь о контракте со швейцарским концерном Stadler на 730 млрд тенге
Беспрецедентной и ошеломительной назвала сделку Orda.kz, разобравшаяся в деталях. Аналитический портал ADAL Adam пересказывает главное.
ЧТО УЗНАЛИ ЖУРНАЛИСТЫ?
Стоимость договора между «Қазақстан темір жолы» и швейцарской компанией Stadler 730 млрд тенге. За эти деньги европейский концерн поставит Казахстану 537 пассажирских вагонов высокого качества. Настолько высокого, что каждый такой обойдется казахстанцам в 1,3 млрд тенге.
Швейцарцы выкупают казахстанский вагоностроительный завод «Тулпар», на котором раньше собирали вагоны «Тальго», и на его базе разворачивают свое производство.
Первые вагоны должны сойти с конвейера в 2025 году, последние – в 2030 году.
В 2025 году произведут 68 вагонов на сумму 85,8 млрд тенге. В 2026 году предполагается производство уже 100 вагонов на 127,1 млрд тенге, в 2027 году – еще 100 вагонов на 129,8 млрд тенге, в 2028 году – 102 вагона за 138,4 млрд тенге, в 2029 году – 92 вагона (это 135,6 млрд тенге), а в 2030 году – 75 вагонов на сумму 113,6 млрд тенге.
Так много пассажирских вагонов потребовалось из-за изношенности собственного парка КТЖ. На конец 2021 года у КТЖ было 2240 вагонов. 670 из них – вагоны «Тальго», 1163 – стандартные вагоны старой постройки и только 291 единица новой постройки. До конца 2029 года из эксплуатации выведут 942 старых пассажирских вагона, из которых 285 вагонам после капитально-восстановительного ремонта будет продлен срок службы на 16 лет.
Стоимость одного нового вагона Stadler будет расти в течение всех пяти лет, и за это время увеличится примерно на 300 млн тенге. Таким образом, в 2030 году цена одного вагона достигнет 1,5 млрд тенге.
Stadler будет заниматься обслуживанием вагонов вплоть до 2044 года, и за это Казахстан заплатит еще 648 млрд тенге.
ТОО «Штадлер Казахстан» уже открылось. В 2022 году компания еще не произвела ни одного вагона, но уже заплатила в казну государства налоги с дохода на 1,3 млрд тенге. Значит, первый транш от КТЖ им уже поступил.
ПОЧЕМУ ИМЕННО STADLER?
Интрига в том, что за контракт боролся российский вагоностроительный концерн «Трансмашхолдинг» (ТМХ), который предлагал схожую продукцию по более привлекательной цене.
Так, в сентябре 2019 года «Қазақстан темір жолы», по данным inbusiness.kz, сообщал, что ведет переговоры с пятью потенциальными инвесторами по сборке пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар». По словам топ-менеджера КТЖ Серика Абденова, в числе потенциальных инвесторов значились Тверской вагоностроительный завод (входит в состав ТМХ), два китайских завода, Крюковский вагоностроительный комбинат из Украины и швейцарский Stadler.
В итоге завод достался Stadler.
Stadler CIS AG – это производитель железнодорожного подвижного состава, с акцентом на региональные поезда и трамваи. Компания специализируется на нишевых продуктах и является одним из последних европейских производителей подвижного состава для зубчатых железных дорог. Холдинг состоит из девяти дочерних компаний, расположенных в Алжире, Германии, Италии, Нидерландах, Австрии, Польше, Швейцарии, Чехии, Венгрии, Белоруссии и США.
Завод концерна Stadler в Минске. Фото zavodfoto.ru
Почему именно Stadler – объяснил председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов на пресс-брифинге в Астане.
«Ну Stadler – это уже совсем другой уровень. Это другие вагоны и другое качество.
Stadler зашел к нам комплексно, купил завод «Тулпар». Сейчас они его выкупили, на базе этого завода они проводят модернизацию, проводят расширение.
Вагоны «Тальго» – это совсем другие габариты, у Stadler другие.
Они меняют оборудование, проводят модернизацию завода. Эта работа займет у них примерно два года. За это время они должны перестроить завод под свое производство и с 2025 года уже выпускать свои вагоны», - цитирует Orda.kz Тайжанова.