В Казахстане в автопром вложили миллиарды, а производить так и не научились
Что будет с ценами на авто к новому году и почему у автопрома в Казахстане нет шансов
Ассоциация казахстанского автобизнеса на своем официальном сайте поделилась радостной новостью – в августе 2023 года в Казахстане было продано рекордное количество новых автомобилей – целых 18 тыс единиц. Оказывается, это лучший показатель не только текущего года, но и за всю историю казахстанского авторитейла! Тем временем в России в лучшие годы продавалось до 3 млн авто в год, в Китае – 10 млн. При этом КНР продолжает наращивать производство и увеличивает поставки в Казахстан. И в этом сезоне дистрибьюторы готовятся презентовать казахстанцам ряд новинок. Как на это отреагирует внутренний рынок и как Казахстан зарабатывает на автоэкспорте – об этих и других вопросах аналитик Adaladam.kz поговорила с председателем независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.
Эдуард Эдоков. Фото из личного архива
Горячая тема - реэкспорт
«По моим ощущениям, после начала войны и ухода практически всех автопроизводителей из России, реэкспорт авто из Китая в Россию - он сильно увеличился», - говорит автоэксперт.
Это связано с тем, что рынок России очень большой в сравнении с Казахстаном. В лучшие годы в РФ продавалось до 3 млн новых авто в год, тогда как в Казахстане - 170 тыс.
Эдоков прогнозирует: даже при учете того, что покупательская способность в России резко упала, в этом году ожидается спрос на 500-700 тыс автомобилей. «И эти 500-700 тыс откуда-то нужно взять».
Во-вторых, по его словам, после ухода всех крупнейших автопроизводителей из России, закрытия сборочных производств, этот спрос невозможно удовлетворить. Соответственно, россияне сморят на те страны, через которые можно завезти автомобили, и в этом плане Казахстан и Кыргызстан являются транзитной территорией.
Фото: ТАСС / Александр Демьянчук
«Конечно, логистическая цепочка длиннее, дороже, проходят различные таможенные процедуры, которые увеличивают стоимость автомобилей. Но у России других вариантов нет. Поэтому цены в России на авто выросли, но таким образом они хоть как-то насыщают свой рынок», - говорит он.
Что будет с ценами на авто в Казахстане к зиме 2023 года
«За последние 5-7 лет я не припоминаю, чтобы цены на автомобили на внутреннем рынке снижались. Поэтому говорить о том, что они могут снизиться, скорее нет», - сказал Эдуард Эдоков.
По его словам, цены на авто в среднем в тенге выросли от 5 % до 25 % за год на разные автомобили – новые и подержанные.
«Процент зависит от многих факторов, как глобальных, так и локальных.
Во-первых, удорожание металла, рост цен на комплектующие, электронику и т.д., что приводит к глобальному росту цен на автомобиль. Цены на авто на внешних рынках растут, где-то быстрее, а так как Казахстан зависит от поставок, если мы покупаем в Японии, в Америке и еще где-то, то, естественно, там выросли (цены).
Плюс не нужно забывать, что есть у нас инфляция, она в этом году превысила 20 %. Вот вам прямой фактор влияния на цены на автомобили.
Есть еще ряд других общеэкономических причин, что влияют на цены. Мы видим, что за этот год цены выросли на все, и автомобили не исключение. Ожидать, что на что-то снизятся цены, это нужно иметь красивые розовые очки», - прокомментировал он.
Почему в Казахстане дорогие автомобили
Это государственная политика, которая облагает покупателей авто: таможенными пошлинами – 15%, НДС - 12%, утилизационным сбором, первичной регистрацией – «высосанная из пальца» какая-то сумма – все это увеличивает стоимость автомобиля.
«Государство, защищая так называемых автопроизводителей, облагает различными оброками и сборами возможность купить новый автомобиль за рубежом по разумной цене. Эта ситуация длится довольно давно», - говорит эксперт.
За 30 лет в Казахстане так и не появилось своего автопрома. А есть ли шансы?
«Жаңа Қазақстан» со старыми игроками – так себе новая политика. Я не вижу, чтобы что-то серьезное в этой области менялось. То есть ключевые игроки – выгодоприобретатели всех этих схем со сборкой автомобилей – они так и остались. То есть за последние, на моей памяти, 15 лет в так называемых автопроизводителей «вбухивают» немереные деньги, закрывая рынок от доступа автомобилей по разумным ценам. Но ситуация фактически не менялась до определенного времени», - говорит Эдуард Эдоков.
Все же надежда на то, что в Казахстане, наконец, может появиться свой автопром, есть. В связи с тем, что российский рынок, в котором на момент его пика было порядка 25 автопроизводителей и сборочных заводов, «сломался».
«Я сейчас не так категоричен, раньше я заявлял, что, имея под боком двух крупнейших производителей – Россию и Китай, шансов у Казахстана создать свой автопром по разумным ценам и быть конкурентоспособным практически нет. Потому что для того, чтобы автопром в любой стране функционировал, он должен производить и продавать не менее 200-250 тыс автомобилей в год.
В Казахстане за все 30 лет больше 170 тыс автомобилей всех брендов и марок никогда не продавалось. Теперь представьте один автозавод полного цикла, чтобы он был рентабельным, грубо говоря, мы построили автозавод KIA, он должен производить 250 тыс новеньких KIA и продавать их где-то. До начала войны это была совершенно безумная идея, нереальная, потому что, даже если бы мы вложили миллиард долларов (где его взять?) и построили, то продавать 250 тыс автомобилей одного бренда - этого не смогли бы», - говорит он.
Конвейерная линия завода. Фото: allur.kz
После начала войны теоретически, если крупные автоконцерны посмотрят на Казахстан и решат: раз в России нельзя, то есть две страны, где можно разместить сборочные производства, – в Казахстане и в Узбекистане. Причем, по словам автоэксперта, шансов у Узбекистана гораздо выше, потому что он построил свою автомобильную промышленность за 25 лет, а Казахстан так и не построил ничего.
«Но здесь мы можем попасть под какие-то вторичные санкции, если, допустим, какой-нибудь международный автопроизводитель будет выпускать авто в Казахстане, а мы потом будем экспортировать эти автомобили в Россию. Поэтому наш маленький рынок - он не очень интересен крупным автопроизводителям.
Представьте, Китай продает 10 млн авто в год, а Казахстан продает в лучшие годы 170 тыс; за прошлый год было 150 тыс. Это капля в море. Платежеспособный спрос не такой высокий, покупают устаревшие морально и физически «кобальты» за 20 тыс долларов, цена не соответствует качеству, безопасности, комфорту», - сказал Эдоков.
Китайские бренды захватят казахстанский рынок?
В Казахстане два крупных игрока – «СарыаркаАвтоПром» и Hyundai Trans Kazakhstan, последний, к слову, принадлежит Нурлану Смагулову – бизнесмену, основателю Astana Group, в которую входят компании Astana Motors.
В мае 2023 года стало известно, что Astana Motors получила право производить автомобили Chery, Haval и Changan на строящемся мультибрендовом заводе в Алматы.
«Китайские бренды сейчас начинают такую экспансию. В той же России это чуть ли не единственный автопроизводитель, который спокойно продается, – это «китайцы». И они последние полтора-два года бьют там рекорды продаж. В Казахстане та же ситуация, в прошлом году продажи китайских авто были на уровне 8 % от общего количества новых авто. По итогам этого года, наверное, удвоятся, это будет не 8 %, а 15 %. Это впечатляюще. Я сам пересел с японского на китайский электромобиль», - говорит автоэксперт Эдуард Эдоков.
Он отметил, что в отношении электромобилей китайцы впереди планеты всей. Они обогнали «Теслу» по функционалу, дизайну, скоростным характеристикам, и за 2022 год Китай произвел больше всех в мире электромобилей и гибридов.
«За последние 7-8 лет китайское правительство инвестировало в разработку «электричек» огромные суммы - от 50 млрд, по некоторым оценкам, до 100 млрд долларов. Это позволило китайским производителям покупать лучшие «мозги»: инженеров, дизайнеров. А лучшие предприятия – тот же концерн Geely, он купил Volvo - это один из старейших европейских брендов.
Автомобили с двигателем внутреннего сгорания - примерно схожая ситуация. В моем окружении есть люди, которые могут себе позволить любой японский, американский, немецкий автомобиль, но человек приобрел для своей супруги «китайца», который ему обошелся в два раза дешевле, чем японский бренд, а по функционалу, по комфорту, по внешнему виду ничуть не уступает», - сказал он.
Отметим, по последним данным АКАБ, в августе в Казахстане было продано 17 202 единицы легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, а также 1031 грузовик и автобус, что на 59,5 % больше, чем в августе 2022 года.
В топ-10 самых продаваемых марок лидирует Hyundai, затем идет Chevrolet, на третьей строке - Kia, четвертое место - за китайским Chery, на пятом месте – Jac. А вот Toyota оказалась на шестой позиции. Замыкают десятку новички рейтинга Jetour и Geely.