«Не видим смысла и цели этих перестановок». Эксперт о недавних ротациях
Политолог рассуждает, почему президент Токаев назначил на должности акимов экс-министров Карашукеева и Ахметжанова
На политической арене все те же игроки. Меняются только должности. Экс-министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, который официально провалил работу с засухой в Мангистауской области, назначен акимом засушливой Жамбылской области, главой Акмолинского региона – одного из крупных зерносеющих – избран экс-министр внутренних дел Марат Ахметжанов, акимом города Шымкент стал Габит Сыздыкбаев – кабинетный чиновник – занимал руководящую должность в аппарате правительства РК. Почему президент Токаев выбрал именно этих людей и что ожидать регионам от новых мэров – журналист ADAL Adam задала эти вопросы политологу Замиру Каражанову.
Последние кадровые перестановки сразу по нескольким направлениям, мягко говоря, удивили казахстанцев. Несколько министров стали акимами областей. Главами министерств были назначены люди, которые когда-то занимали высокие посты, а потом исчезли из поля зрения.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ЭКС-МИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАШУКЕЕВА
20-й по счету экс-министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев находился на своем посту ровно 2 года. За это время он успел получить выговор от главы государства, участники отрасли также не раз высказывали критику по отношению к работе министерства. Казахстанцы пережили дефицит сахара, засуху, резкий скачок цен на продовольствие и отсутствие ГСМ. Теперь с сентября 2023 года Ербол Карашукеев является акимом одной из засушливых областей – Жамбылской.
Ербол Карашукеев. Фото: tengrinews.kz / Турар Казангапов
«Министерство сельского хозяйства сложное. Вспомните, у нас когда-либо был случай, чтобы министр добился результата? Такого министра не было. Одно из двух: или он уходит по-хорошему, или его отстраняют от работы без скандала, но всем было понятно, что министр не справился с задачами.
Здесь оценивать министра очень сложно, так как все предшественники не добились результата. Это говорит о том, что, скорее всего, сами подходы надо менять в министерстве», - говорит политолог Замир Каражанов.
Он также привел в пример затяжной процесс вступления Казахстана в ВТО. 19 лет шли переговоры и самая главная проблема была по сельскому хозяйству - по субсидированию.
«Казахстан смог отстоять эту норму по субсидированию и, в конце концов, у нас сельское хозяйство не стало такой экспортонаправляющей отраслью. Проблема в сельском хозяйстве отчасти связана с дотациями.
Вы заметили, последние два года Токаев говорит о возвращении сельхозземель, потому что они оказались не в тех руках. Это люди, которые забрали земли и ничего с ними не делали. Она просто простаивает. Если говорить об оценке МСХ, там требуется предпринимать радикальные меры, чтобы сельское хозяйство стало конкурентоспособной отраслью», - сказал политолог.
По его словам, последние 30 лет в Казахстане сельское хозяйство испытывает большие проблемы. Об этом свидетельствуют показатели экспорта, площади обрабатываемых земель. На вопрос, что ожидать от экс-министра сельского хозяйства, политолог ответил:
«От Карашукеева на посту министра никто не ожидал каких-либо прорывных действий, это было бы чудо, вся страна обратила бы внимание на этого министра. Сейчас переводить его в область, это не критерий того, что он будет успешным или неуспешным. Успешность зависит от того, в какую область он попадет, в дотационную или нет. Если он попадает в не совсем благополучную область, ожидать хороших результатов не стоит. Главы областей не должны допустить каких-либо кризисов, чтобы с их приходом не стало еще хуже».
На успешную/неуспешную работу акима влияю несколько факторов:
- работа самих госорганов на местах,
- подход главы области в решении проблем.
ОПЫТ АХМЕТЖАНОВА – ИЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В АКИМЫ
«При нем полиция начала меняться», «он достоин должности генерального прокурора», «самый лучший министр МВД за все время» - так охарактеризовали в комментариях читатели одного из информационных порталов под новостью об уходе экс-главы МВД со своей должности.
Марат Ахметжанов (справа). Фото: kpa.gov.kz
Марат Ахметжанов запомнился своим поступком, когда лично прибыл на место захвата заложников банка в Астане. Он явился без формы и взял спецоперацию под свое руководство.
В интервью СМИ он сказал, что посчитал, что лично должен быть на месте происшествия. А также провел серьезный анализ: «оценил необходимость штурма и потенциальный риск взрыва». Спецоперация прошла успешно, заложники были освобождены, а нарушитель взят под стражу.
2 сентября 2023 года Марат Ахметжанов был снят с поста министра внутренних дел и назначен акимом Акмолинской области. А 8 сентября новый аким начал объезд региона и встречи с главами сельхозпредприятий. Судя по фотографии, размещенной в тот день в нескольких СМИ, Марат Ахметжанов может дать оценку еще и будущему урожаю.
Марат Ахметжанов с фермерами Акмолинской области
«Люди, которые сидели в министерствах и перешли в акиматы, тот же (глава) МВД, который переходит в регион, где требуется не наведение порядка, а широкий круг проблем решать - здесь нужно разбираться в сути проблемы, а не просто ее решать. Будет работа, скорее всего, проводиться так, как было до него. Это чисто рутинная работа. В такой ситуации человек просто «пересидит», и ничего радикального не поменяется», - не обнадежил своим прогнозом политолог Замир Каражанов.
Эксперт говорит, что в целом люди, которых ставят во главе областей, на своих прошлых министерских постах не сильно добились результатов. Умения приводить инновации в их работе не наблюдалось.
«Поэтому ожидать, что они что-то в области сделают, я не связываю такие ожидания с новыми перестановками. Области сложные, требуются от человека организационные способности, умение справляться с проблемами, находить причину, устранять ее. Таких людей на высокопоставленных должностях в Казахстане давно не было. Это проблема с отбором кадров, она уходит в систему госслужбы, оттуда надо исходить», - говорит он и приводит в пример еще несколько удачных и неудачных кейсов.
АКИШЕВ – КАК АНТИПРИМЕР
Данияр Акишев возглавил Национальный банк в 2015 году и пробыл на своем посту 4 года. Мы не будем останавливаться на том, что за это время было сделано и предложено им, нас интересует личность Акишева, которая, по словам эксперта, никак не подходит на роль главы финансового регулятора. И это является примером того, когда человек «сидит не на своем месте».
Данияр Акишев. Фото: informburo.kz
«У нас бывают люди - середнячки или еще ниже этого уровня, а они получают хорошие назначения. Я молчу про область, область может пережить пожар, потоп, то, что труба упала у ТЭЦ. У нас назначения были в Нацбанке, вспомните, Акишева, человека, которого в финансовых кругах мало кто знает. Он вообще из администрации пришел. Это кабинетная работа. А что такое Нацбанк? Председатель Нацбанка должен быть узнаваемым в своем кругу, иметь авторитет среди финансистов и банкиров.
Вспомните, когда Марченко назначали. Это человек, которого знали не только в Казахстане, но и за пределами. Вот это действительно финансист. Мы рассматриваем Нацбанк – это чувствительный орган. Выступал в сентябре Токаев, который обратил внимание на работу нашего банковского сектора. Почему? Потому что Нацбанк не контролирует работу банковского сектора. Произошла закономерная перестановка председателя Нацбанка. Это типичный случай: как у нас кадры продвигаются», - сказал он.
А ВОТ ОПЫТ БОЗУМБАЕВА – ХОРОШИЙ ПРИМЕР
Опыт Каната Бозумбаева, когда он из председателя АО «KEGOC» стал акимом Жамбылской области, политолог поставил в пример. Тараз начал преображаться, ситуация по области была благополучная, отметил эксперт.
Канат Бозумбаев. Фото: m.yk-news.kz
«Чувствовался подход в его работе, когда он был акимом Жамбылской области, он в принципе и в «KEGOC» был таким. Эти кадры очень интересны», - добавил он.
Замир Каражанов говорит, что эти области будут развиваться, но если смотреть тенденцию последних лет, о каком-либо развитии областей говорить не приходится. Главное, это не допустить форс-мажорных обстоятельств, которые случаются в кризисные моменты. Как, например, в Экибастузе – подготовка к отопительному сезону. Или ситуация с поставкой ГСМ к весенне-полевым и уборочным работам.
НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ МИМО «СОВКОВОГО» ОПЫТА
Замир Каражанов говорит, если человек справился с задачами на одном месте и его продвинули «по заслугам», то не факт, что на другом месте он так же сработает. Этот механизм отбора закладывается в законе о госслужбе. Здесь большую роль могут сыграть рекомендации – это такой способ «узнать человека поближе» и он активно применялся в советское время.
«Те, кто дают эту рекомендацию, они несут ответственность. Если человек не справится со своей работой, то будут вопросы к тем людям, кто давал на него положительную рекомендацию», - уточнил эксперт.
Он говорит, что в советское время работали отличные руководителей, которые внесли большой вклад в развитие как республики, так и отдельных областей. Были случаи, когда простой учитель за счет своих организаторских способностей дорос до директора. И это благодаря механизму качественного отбора, который действовал в тот период.
«Когда он (отбор) работает, всегда будут продвигать людей по заслугам. Не будут бояться ставить во главе региона человека. Не будут сомневаться так, как я сейчас сомневаюсь по поводу этих назначений: смогут или не смогут. Если там ничего не взорвется, ничего не произойдет – это уже хорошо для меня. Мы живем в такой ситуации. Мы не можем рассчитывать на какие-то сверхрезультаты. Если оценивать реально кадровый потенциал, здесь большие возникают вопросы к конкретным персоналиям и к самой госслужбе», - сказал Замир Каражанов.
ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ НОВЫХ АКИМОВ?
У населения есть ожидания, что придет новый человек и жизнь изменится в лучшую сторону. Люди, которые приходят, у них разные способности, есть люди, у которых хорошие организаторские способности, сказать, что кто-то из них справится, кто-то не справится, невозможно, говорит политолог.
«Мы видели, люди, которые сидят в министерствах, в МИО, они не справляются с теми проблемами, которые имеются в отраслях. Здесь сказываются профессиональные и кадровые возможности. Каким образом эти люди получали назначение в плане повышения, учитывался предыдущий опыт работы, какие-то результаты – это и есть система, которая называется меритократией. Лучшие должны приходить и занимать посты. Продвижение по карьерной лестнице должно быть», - сказал он.
Про его мнению, необходимо оттачивать систему госслужбы, отсекать тех, кто не пригоден и не смог справиться с задачей.
Замир Каражанов говорит, что в Казахстане проблема с кадрами на государственной службе существует уже давно.
«Госаппарат раздутый, даже по мировым меркам, если брать богатые страны ОЭСР, там количество чиновников гораздо меньше, и они оказываются гораздо эффективнее, чем наши казахстанские чиновники», - сказал политолог.
«У нас население, к несчастью, терпеливое, в регионах еще можно «пересидеть», главное, не допустить кризиса», - подчеркнул он.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Менять законы.
«В сельском хозяйстве законы переписывать. Сталкивался с людьми, которые работают в сельском хозяйстве, это те, кто занимаются фермерским хозяйством, они говорили, что нужно переписывать Водный кодекс. Там не глава района определяет, там действующее законодательство надо пересматривать. Не впервые слышу от людей, что нужно пересматривать ключевые законодательства», - сказал Каражанов.
«Выступал президент, сказал, что банки сидят на потребительских кредитах, они перестали финансировать экономику. Сельское хозяйство – это экономика, фермер должен получать кредиты, он живет за счет них. Вместо того чтобы развивать свое сельское хозяйство, он думает о том, как выжить. Казахстан, имея такой потенциал по экспорту сельскохозяйственной продукции, не является экспортной страной.
Что может сделать в данном случае глава области? Идти к этим банкирам и с ними договариваться. Им это не выгодно, он не имеет административного ресурса давления на них. Хорошо, если попадется глава области, который обладает такими навыками, или у него телефонные связи, чтобы он с председателями банков мог переговорить, но это ведь так не работает. Это широкий круг проблем. Нужно решать системно, многие законы переписывать», - добавил он.
Замир Каражанов. Фото из личного архива
В интервью с журналистом ADAL Adam политолог Замир Каражанов высказал еще одно интересное мнение.
«Смотрю на эти перестановки, и они носят, знаете, какой характер… в них нет системности. Мы не видим смысла и цели этих перестановок. По большой части это указывает на то, что сейчас идет какой-то отбор. Ставят людей и смотрят, сможет он, справиться или нет. Если справится, хорошо, если не сможет, то будут дальше менять.
Начиная с январских событий, было много перестановок. И были перестановки, которые носили массовый характер – в правительстве, и администрацию президента затронули. Такие перестановки указывают на то, что просто начинают менять людей с расчетом на то, что из какой-то волны останутся 5-6 человек, которые смогут справиться. И начнутся заново перестановки. Таких несколько волн было за год-полтора», - заключил он.
Подготовила Меруерт Нургазинова