×

Чего ожидать от обновленного правительства?

Своим мнением поделился политолог Данияр Ашимбаев

08.09.2023 | 12:46
Чего ожидать от обновленного правительства?
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Интервью с Данияром Ашимбаевым опубликовало издание inbusiness.kz. Сайт ADAL Adam подготовил краткие тезисы.  

О новых министерствах 
Создание новых министерств по таким важным вопросам, как водные ресурсы и транспорт – в принципе, это плюс, потому что у нас в ряде министерств собралось очень большое количество функций, а так как у нас министры меняются часто, а замы еще чаще, получилось, что важные вопросы оказались на очень низком уровне. Поэтому, на мой взгляд, лучше больше специализированных министерств, чем супер-монстров. Это более оправданно и позволяет более профессионально решать те или иные вопросы. 

О вице-премьерах 
Количество министерств выросло еще на два, решили оставить прежних вице-премьеров – шесть человек, и при этом двух вице-премьеров освободили от должностей министров, чтобы разгрузить больше координации.

Конструкция получилась достаточно массивная, но вопрос в том, как она будет работать. Вице-премьеры у нас люди достаточно грамотные, из числа новых министров немало опытных профессионалов и практиков. Руководству правительства как раз не хватает практичности. 

Об эффективности правительства 
Многие вопросы, поставленные в послании президентом – это те же вопросы, которые поручались правительству ранее много раз. Причем правительство регулярно сообщает о выполнении и перевыполнении, и, поскольку информации к президенту стекается много, понятно, что реальный уровень выполнения программ он знает хорошо. 

Честно говоря, по сути, способности организовать какую-то системную работу не появилось. Где-то есть улучшения в создании новых министерств, но в целом, уровень эффективности правительства и его авторитета остается достаточно низким. 

Экономическая ситуация, мягко говоря, не изменилась, инфляционное давление растет, тем самым «убивая» все программы по зарплате бюджетников. Создание рабочих мест и программа получения доходов населения у нас опять же не привязаны друг к другу и к развитию экономики. Мы видим раскоординированность работы и попытки затмить проблемы бумажными цифрами. Особых улучшений в массе своей я не вижу.

Какие-то функции в области идеологии перешли из администрации президента, экономическое планирование в очередной раз потерпело фиаско. 

Возведенные два года назад нацпроекты тихо «умирают», правительство переписало все свои документы по реализации до 2029 года, президент вообще сказал, что надо планировать на три года, потому что лучше не получается. Это говорит о том, что с планированием у нас очень плохо. И судя по тому, что никаких отчетов по реализации нацпроектов от правительства мы не видели, с исполнением и реализацией по большинству управлений у нас полный крах. 

Смысла оценивать улучшения правительства я не вижу. Организационно – да, но системно правительство не ориентировано на результат и тонет в бюрократии, как бы его не дебюрократизировали.

О логике и смысле назначений 
Есть ряд руководителей, которых нужно было заменить: работали слабо или подошло время ротации, большую их часть просто «сдвинули по часовой стрелке». Обновление, конечно, есть, и практики пришли, но общая конструкция от этого сильно не выиграла. В стране главная проблема с экономикой, а там остались те же планировщики, которые особо ничего не добились в предыдущие годы. При экс-президенте они тоже занимали высокие посты и имели аналогичные результаты.

О назначенцах 
По акимам говорить сложно пока.

По министрам – приход в министерство водных ресурсов Нуржигитова все-таки плюс, человек на практике сталкивался с водными проблемами. Он работал акимом района, области. И хотя сам он не специалист по водным ресурсам, но жизнь заставляла его в этой сфере вращаться.

Нысанбаев, который пришел в министерство экологии, в этой сфере работал тоже много, он практик и разбирается. Приход Аиды Балаевой в министерство культуры и информации также, на мой взгляд, хороший шаг.

Далее, Карабаев раньше занимался теми же вопросами. Но есть проблема качества дорог, ему придется в этом направлении очень сильно пошевелиться. По другим пока сказать ничего особенного не могу. 

Об ожиданиях от обновленного правительства 
Если разобраться, все послания за последние двадцать лет сосредоточены на одних и тех же вопросах – диверсификации экономики, привлечении иностранных инвестиций, поддержке малого и среднего бизнеса, развитии перерабатывающей промышленности, финансировании экономики банками, снижении адмбарьеров. Большинство вопросов повторяются из года в год, из десятилетия в десятилетие. На бумаге выполняются, потом снова звучат от главы государства, и выясняется, что опять эти темы разрабатываются. 

Обратите внимание на реформу жилищно-коммунального хозяйства. Не так давно профильные чиновники заявляли о том, что 90,5 % жилых домов многоквартирных перешли на новую систему управления ОСИ. Буквально после того, как президент раскритиковал данную программу, тут же показатель снизился до 15-20%. Это коротко, к вопросу о качестве статистики. 

Президент анонсировал сокращение полномочий контроля, мониторинга в модернизацию и его оптимизацию. Администрация президента сокращает свое присутствие в качестве контролера правительства, чтобы правительство имело больше свободы действий, но мы же видим, как правительство действует. Сможет ли правительство справиться с карт-бланшем, полученным в ходе послания главы государства? Здесь даже на этот вопрос отвечать не нужно. Не сможет.

В Казахстане завершились масштабные кадровые перестановки. Старт им дал президент Касым-Жомарт Токаев после Послания народу Казахстана 1 сентября. В тот же день вечером Токаев своими указами освободил от должностей четырех министров и создал в Казахстане пять новых ведомств. На следующий день, в субботу, 2 сентября, президент произвел восемь назначений.

Ротации продолжились 4 сентября. От должности главы Нацбанка был освобожден Галымжан Пирматов, его место занял Тимур Сулейменов. Нового руководителя получил Минсельхоз: место Ербола Карашукеева занял аким СКО Айдарбек Сапаров. Министром водных ресурсов и ирригации (это новое министерство) стал Нуржан Нуржигитов, теперь уже экс-аким Жамбылской области. А еще одно новое ведомство – министерство промышленности и строительства – возглавил Канат Шарлапаев, с февраля 2022 года руководивший холдингом «Байтерек».

5 сентября Ерлан Нысанбаев был назначен министром экологии и природных ресурсов, экс-глава МВД Марат Ахметжанов стал акимом Акмолинской области, бывший министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев - акимом Жамбылской области, кресло акима Актюбинской области занял Асхат Шахаров, а градоначальника Шымкента - Габит Сыздыкбеков.

АЭС экономикалық тұрғыда тиімді әрі елдің инвестициялық тартымдылығын арттырады

Данияр Жансейітовтің пайымынша, АЭС – тұрақты әрі үздіксіз энергия көзі
Даурен Омаров Даурен Омаров 19.09.2024 | 16:51

АЭС: энергетикалық тәуелділіктен құтқарады

Қазақстанда электр қуатының тапшылығы күннен-күнге өткір бола бастады. Сарапшылар тапшылық тәулігіне 1200 МВт-қа жететінін айтуда.
Adal Adam Adal Adam 17.09.2024 | 15:47

В чем важность атомной электростанции (АЭС)?

В настоящее время тема атомных электростанций активно обсуждается в обществе.
Adal Adam Adal Adam 14.09.2024 | 14:13

АЭС – объективті қажеттілік

Қазір елдегі жылу желілерінің тозу деңгейі 60 пайызды құрайды.
Даурен Омаров Даурен Омаров 13.09.2024 | 16:06

АЭС: влияние на экологию

В недавнем Послании Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ объявил, что 6 октября в стране состоится общенародный референдум по вопросу строительства атомной электростанции (АЭС)
Adal Adam Adal Adam 12.09.2024 | 16:58

АЭС - это безопасный и экологически чистый источник энергии, считает эксперт

Он отметил, что вероятность развития тяжелой аварии с расплавлением активной зоны ничтожна
Алина Мороз Алина Мороз 12.09.2024 | 13:31