КТЖ идет к дефолту!
Компания неспособна оплачивать свои обязательства и находится в красной зоне кредитного риска
Об этом на пленарном заседании мажилиса заявил глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов. Он сообщил депутатам об итогах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли. Аудит проведен на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге.
Смаилов отметил, что транспортная инфраструктура – это технологический комплекс объектов, состоящий из магистральных сетей, станций, устройств электроснабжения, сетей связи, систем планирования и управления движением. В то же время, по словам главы Высшей аудиторской палаты, решение накопленных десятилетиями проблем преимущественно сводится к латанию дыр.
«Выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов переданы в правоохранительные органы. 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности»,
- сказал Смаилов.
Он подробнее рассказал об основных выводах аудита.
Так, на развитие железнодорожной отрасли за последние 4 года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств. Но этого оказалось недостаточно для бесперебойной и качественной перевозки грузов и пассажиров.
Аудиторы выявили высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. За 2020-2023 годы зафиксировано более 4 тыс нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. Задержка пассажирских поездов только за 2023 год составила 412 часов - рост к 2022 году в 5 раз.
«Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге»,
- отметил глава Высшей аудиторской палаты.
По его словам, пилотный проект по доступу частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети не принес эффекта, хотя действует с 2018 года: вопреки ожиданиям, КТЖ несет убытки.
Смаилов поставил под сомнение целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков. Причины две. Во-первых, частники осуществляют наиболее прибыльные грузовые перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, во-вторых, тарифы, завышенные «в отдельных случаях на 32 %».
«73 % всего грузооборота КТЖ за период с 2020-го по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту. Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ.
В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству»,
- добавил глава Высшей аудиторской палаты.
«Сегодня КТЖ неспособна оплачивать свои обязательства. Компания находится в красной зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45%, или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств.
Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния. При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» неспособны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны.
Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ»,
- заявил Смаилов.