×

Почему в Казахстане плохие дороги?

Эксперт назвал семь причин

31.08.2023 | 16:15
Почему в Казахстане плохие дороги?
Фото: pixabay.com

Некачественные дороги превращаются в источник мучений для водителей и пассажиров, ускоренного выхода из строя техники, в городах – в пробки и аварии. Поэтому одна из ключевых задач правительства и региональных властей – обеспечить высокое качество, долговечность и безопасность дорог.

Orda.kz констатирует: в Казахстане с этим дела обстоят не очень. В марте текущего года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал глобальный рейтинг качества дорог в 141 стране, где РК заняла 93 место. 

Своим видением картины поделился экономист Айдар Алибаев. Прежде всего, он перечислил причины проблемы. 

СЕМЬ ПРИЧИН 

Первая причина плохих дорог – вездесущая коррупция. В ходе тендеров всегда имеют место взятки, откаты, попытки чиновников протащить «свои» компании и всякие хитрые схемы. Нередко контракты получают одни и те же прикормленные подрядчики. 

Второй важный момент: согласно действующим нормам, подрядчик вправе отдать 50% суммы контракта на субподрядные работы. И получается, что подрядчик с полученной суммы отдает какую-то долю чиновнику в качестве отката. Из оставшихся денег он существенную часть забирает себе, а остатки идут субподрядчику, который и выполняет всю работу. 

«И чтобы уложиться в эту уменьшенную сумму, субподрядчик должен на всем экономить, покупать самые дешевые и некачественные материалы, где-то недосыпать, недокладывать, нанимать неквалифицированных рабочих, обходиться без дорогостоящей, качественной техники», – пояснил Айдар Алибаев.

Третий момент: подписание акта без проверки работ, которые были сделаны некачественно или не до конца. Коррупционная связка строителей и приемщиков и формальная работа сотрудников надзорных органов. 

Четвертый момент: резко континентальный климат, летом бывает очень жарко, зимой очень холодно. 

Пятый момент: низкое качество самих материалов, в частности битума. А также его цена. Так как из-за цепочки посредников его цена возрастает и вынуждает строителей использовать его в меньших объемах, чем необходимо. Поэтому дороги в РК долго не живут и разрушаются через 1-2 года. 

«Кладут асфальт и в дождь, и в снег, и как попало, без нужной техники, ручным валиком, чтобы уложиться в сроки. Мальчишка отверткой может такое покрытие расковырять», – возмущается экономист.

Шестой момент: сами требования к качеству дорог, нормативы – очень низкие, устаревшие. 

Седьмой момент: затягивание с ремонтом в некоторых районах, областях. Когда можно дорогу починить быстро и дешево – денег не находится. И только когда по ней становится невозможно ездить – выделяют какие-то средства. 

И если дорога быстро пришла в негодность, то подрядчиков еще могут привлечь к ответственности и заставить все переделать, но проверяющие приемщики почти всегда остаются как бы не при чем, добавил эксперт.

ЧТО ДЕЛАТЬ? 
Айдар Алибаев предлагает следующие решения: прежде всего, ужесточить ответственность подрядчиков за низкое качество дорог. Также ужесточить саму процедуру проверки, чтобы исключить «договорняк». Пересмотреть требования к качеству дорожного покрытия.

Среди обязательных требований к подрядчику должно быть наличие у него хотя бы 50-70% собственной техники и минимум 70-80% собственных постоянно работающих специалистов. 

По его мнению, следует изменить норму, согласно которой подрядчик может отдавать субподрядчикам до 50% суммы. И хотя иногда без привлечения дополнительной силы не обойтись, на это дело нужно отдавать не более 15-20% от суммы всего подряда. 

«Чтобы положить конец этому бардаку, необходимо ввести следующую норму: если новая и отремонтированная дорога начинает разрушаться до окончания гарантийного срока, то подрядчиков нужно привлекать к уголовной ответственности. Может быть, кому-то это покажется жёстким, но ведь из-за ям, выбоин, колей на шоссе приходит в негодность, ломается транспорт, учащается риск ДТП, в том числе со смертельным исходом», - считает эксперт.

ЦЕНА ДОРОГИ
Тем временем Tengrinews.kz узнал, сколько стоит один километр дороги в Казахстане. Стоимость назвали в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития. 

Средняя стоимость строительства автодороги республиканского значения в 2023 году составляет 1,5-2 млрд тенге для четырехполосной дороги, 1-1,2 млрд тенге для двухполосной дороги.

Реконструкция:

  • 2-2,5 млрд тенге для четырехполосной дороги;
  • 1,2-2 млрд тенге для двухполосной дороги.

Капитальный ремонт:

  • 600 млн - 1 млрд тенге для четырехполосной дороги;
  • 300-500 млн тенге для двухполосной дороги.

Средний ремонт:

  • 120-201 млн тенге для четырехполосной дороги;
  • 60-100 млн тенге для двухполосной дороги.

Содержание дорог:

  • от 6,9 до 7,1 млн тенге для четырехполосной дороги;
  • от 2,9 до 3,2 млн тенге для двухполосной дороги.

На строительство районных и областных дорог в этом году выделено: 1,4 млрд тенге для четырехполосных дорог; 660 млн тенге для двухполосных дорог.

Реконструкция:

  • более 1 млрд тенге для четырехполосной дороги;
  • 500 млн тенге для двухполосной дороги.

Ремонт:

  • 130 млн тенге для четырехполосной дороги;
  • 85 млн тенге для двухполосной дороги.

Что касается городов республиканского значения, то самые дорогие дороги в Астане: от 800 млн до 1 млрд тенге выделено на строительство всех дорог и 1,7-2 млрд - на реконструкцию. В Алматы на строительство дорог в этом году потратят 700-900 млн тенге, на реконструкцию - 1,5-2 млрд тенге. В Шымкенте на строительство дорог выделено 500-700 млн тенге, на реконструкцию также 500-700 млн тенге.

В эти суммы входят: затраты на материалы, оборудование, заработная плата рабочих и накладные расходы.

На строительство и реконструкцию дорог в Казахстане в этом году выделили более 700 млрд тенге.
 

АЭС экономикалық тұрғыда тиімді әрі елдің инвестициялық тартымдылығын арттырады

Данияр Жансейітовтің пайымынша, АЭС – тұрақты әрі үздіксіз энергия көзі
Даурен Омаров Даурен Омаров 19.09.2024 | 16:51

АЭС: энергетикалық тәуелділіктен құтқарады

Қазақстанда электр қуатының тапшылығы күннен-күнге өткір бола бастады. Сарапшылар тапшылық тәулігіне 1200 МВт-қа жететінін айтуда.
Adal Adam Adal Adam 17.09.2024 | 15:47

В чем важность атомной электростанции (АЭС)?

В настоящее время тема атомных электростанций активно обсуждается в обществе.
Adal Adam Adal Adam 14.09.2024 | 14:13

АЭС – объективті қажеттілік

Қазір елдегі жылу желілерінің тозу деңгейі 60 пайызды құрайды.
Даурен Омаров Даурен Омаров 13.09.2024 | 16:06

АЭС: влияние на экологию

В недавнем Послании Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ объявил, что 6 октября в стране состоится общенародный референдум по вопросу строительства атомной электростанции (АЭС)
Adal Adam Adal Adam 12.09.2024 | 16:58

АЭС - это безопасный и экологически чистый источник энергии, считает эксперт

Он отметил, что вероятность развития тяжелой аварии с расплавлением активной зоны ничтожна
Алина Мороз Алина Мороз 12.09.2024 | 13:31