Почему в Казахстане плохие дороги?
Эксперт назвал семь причин
Некачественные дороги превращаются в источник мучений для водителей и пассажиров, ускоренного выхода из строя техники, в городах – в пробки и аварии. Поэтому одна из ключевых задач правительства и региональных властей – обеспечить высокое качество, долговечность и безопасность дорог.
Orda.kz констатирует: в Казахстане с этим дела обстоят не очень. В марте текущего года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал глобальный рейтинг качества дорог в 141 стране, где РК заняла 93 место.
Своим видением картины поделился экономист Айдар Алибаев. Прежде всего, он перечислил причины проблемы.
СЕМЬ ПРИЧИН
Первая причина плохих дорог – вездесущая коррупция. В ходе тендеров всегда имеют место взятки, откаты, попытки чиновников протащить «свои» компании и всякие хитрые схемы. Нередко контракты получают одни и те же прикормленные подрядчики.
Второй важный момент: согласно действующим нормам, подрядчик вправе отдать 50% суммы контракта на субподрядные работы. И получается, что подрядчик с полученной суммы отдает какую-то долю чиновнику в качестве отката. Из оставшихся денег он существенную часть забирает себе, а остатки идут субподрядчику, который и выполняет всю работу.
«И чтобы уложиться в эту уменьшенную сумму, субподрядчик должен на всем экономить, покупать самые дешевые и некачественные материалы, где-то недосыпать, недокладывать, нанимать неквалифицированных рабочих, обходиться без дорогостоящей, качественной техники», – пояснил Айдар Алибаев.
Третий момент: подписание акта без проверки работ, которые были сделаны некачественно или не до конца. Коррупционная связка строителей и приемщиков и формальная работа сотрудников надзорных органов.
Четвертый момент: резко континентальный климат, летом бывает очень жарко, зимой очень холодно.
Пятый момент: низкое качество самих материалов, в частности битума. А также его цена. Так как из-за цепочки посредников его цена возрастает и вынуждает строителей использовать его в меньших объемах, чем необходимо. Поэтому дороги в РК долго не живут и разрушаются через 1-2 года.
«Кладут асфальт и в дождь, и в снег, и как попало, без нужной техники, ручным валиком, чтобы уложиться в сроки. Мальчишка отверткой может такое покрытие расковырять», – возмущается экономист.
Шестой момент: сами требования к качеству дорог, нормативы – очень низкие, устаревшие.
Седьмой момент: затягивание с ремонтом в некоторых районах, областях. Когда можно дорогу починить быстро и дешево – денег не находится. И только когда по ней становится невозможно ездить – выделяют какие-то средства.
И если дорога быстро пришла в негодность, то подрядчиков еще могут привлечь к ответственности и заставить все переделать, но проверяющие приемщики почти всегда остаются как бы не при чем, добавил эксперт.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Айдар Алибаев предлагает следующие решения: прежде всего, ужесточить ответственность подрядчиков за низкое качество дорог. Также ужесточить саму процедуру проверки, чтобы исключить «договорняк». Пересмотреть требования к качеству дорожного покрытия.
Среди обязательных требований к подрядчику должно быть наличие у него хотя бы 50-70% собственной техники и минимум 70-80% собственных постоянно работающих специалистов.
По его мнению, следует изменить норму, согласно которой подрядчик может отдавать субподрядчикам до 50% суммы. И хотя иногда без привлечения дополнительной силы не обойтись, на это дело нужно отдавать не более 15-20% от суммы всего подряда.
«Чтобы положить конец этому бардаку, необходимо ввести следующую норму: если новая и отремонтированная дорога начинает разрушаться до окончания гарантийного срока, то подрядчиков нужно привлекать к уголовной ответственности. Может быть, кому-то это покажется жёстким, но ведь из-за ям, выбоин, колей на шоссе приходит в негодность, ломается транспорт, учащается риск ДТП, в том числе со смертельным исходом», - считает эксперт.
ЦЕНА ДОРОГИ
Тем временем Tengrinews.kz узнал, сколько стоит один километр дороги в Казахстане. Стоимость назвали в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
Средняя стоимость строительства автодороги республиканского значения в 2023 году составляет 1,5-2 млрд тенге для четырехполосной дороги, 1-1,2 млрд тенге для двухполосной дороги.
Реконструкция:
- 2-2,5 млрд тенге для четырехполосной дороги;
- 1,2-2 млрд тенге для двухполосной дороги.
Капитальный ремонт:
- 600 млн - 1 млрд тенге для четырехполосной дороги;
- 300-500 млн тенге для двухполосной дороги.
Средний ремонт:
- 120-201 млн тенге для четырехполосной дороги;
- 60-100 млн тенге для двухполосной дороги.
Содержание дорог:
- от 6,9 до 7,1 млн тенге для четырехполосной дороги;
- от 2,9 до 3,2 млн тенге для двухполосной дороги.
На строительство районных и областных дорог в этом году выделено: 1,4 млрд тенге для четырехполосных дорог; 660 млн тенге для двухполосных дорог.
Реконструкция:
- более 1 млрд тенге для четырехполосной дороги;
- 500 млн тенге для двухполосной дороги.
Ремонт:
- 130 млн тенге для четырехполосной дороги;
- 85 млн тенге для двухполосной дороги.
Что касается городов республиканского значения, то самые дорогие дороги в Астане: от 800 млн до 1 млрд тенге выделено на строительство всех дорог и 1,7-2 млрд - на реконструкцию. В Алматы на строительство дорог в этом году потратят 700-900 млн тенге, на реконструкцию - 1,5-2 млрд тенге. В Шымкенте на строительство дорог выделено 500-700 млн тенге, на реконструкцию также 500-700 млн тенге.
В эти суммы входят: затраты на материалы, оборудование, заработная плата рабочих и накладные расходы.
На строительство и реконструкцию дорог в Казахстане в этом году выделили более 700 млрд тенге.