×

Цена бензина: как Казахстан держит низкие цены и к чему это приведет?

Казахстан это страна с одним из самых дешевых бензинов в мире

Даурен Омаров 16.01.2025 | 16:49
Цена бензина: как Казахстан держит низкие цены и к чему это приведет?
azh.kz

По мнению аналитика Акбопе Абылкасимовой, цены на бензин в Казахстане ниже по сравнению с другими странами. Об этом она написала в телеграм-канале “Обо всём, жёстко, но честно”.

Нефтяные залежи Казахстана давно стали символом национального богатства и стабильности. Однако поддержание одних из самых низких цен на бензин в мире — заслуга не столько природных ресурсов, сколько государственной политики. Вопрос в том, насколько это целесообразно и к чему приведёт.

Низкие цены: в чём секрет?

По данным GlobalPetrolPrices, литр бензина в Казахстане стоит около 46,1 цента. Это один из самых низких показателей не только среди стран СНГ, но и в мире. Для сравнения, в России — 58,6 цента, в Беларуси — 74,5 цента, в соседнем Кыргызстане — 82,5 цента, а в Армении литр бензина стоит уже $1,33. Даже в нефтедобывающих ОАЭ цены выше на 50% — $0,68 за литр.

Казахстану удаётся держать цены на топливо на низком уровне благодаря субсидиям и контролируемой ценовой политике. Однако есть важный нюанс: Казахстан импортирует значительную часть топлива из России. Только за несколько месяцев 2023 года страна закупила более 300 тысяч тонн дизельного топлива, а бензин и вовсе часто продаётся внутри страны ниже себестоимости.

Почему бензин дешевле, чем в России?

Несмотря на то что Россия является основным поставщиком топлива в Казахстан, цены на бензин у нас ниже. Это связано с тем, что Казахстан субсидирует разницу между ценой закупки топлива за границей и ценой его реализации внутри страны. Например, если КМГ покупает литр бензина по 58,6 цента в России, то продаёт его на внутреннем рынке за 46,1 цента, то есть фактически в убыток. Эта разница компенсируется за счёт государственного бюджета.

Подобная политика направлена на поддержку населения и бизнеса, но она создаёт значительные риски. Убытки нефтяных компаний ложатся на плечи государства, которое, в свою очередь, увеличивает госдолг.

Какие проблемы скрываются за низкими ценами?
1.Дефицит топлива: Казахстан имеет всего три нефтеперерабатывающих завода, построенных ещё в советское время. С увеличением спроса на топливо страна не справляется с обеспечением собственных нужд. Импорт становится необходимостью, что делает Казахстан зависимым от внешних поставщиков.
2. Убытки бюджета: Низкие цены на бензин формируют значительные финансовые потери для государственного бюджета. Это особенно критично в условиях дефицита бюджета, который наблюдается последние годы. Финансирование субсидий осуществляется за счёт налогов, займов и других финансовых инструментов, что ведёт к увеличению госдолга.
3. Нехватка инвестиций: Из-за низкой доходности в топливном секторе отсутствует стимул для привлечения частных инвестиций в строительство новых НПЗ или модернизацию существующих.

Чем грозит такая политика в будущем?

Низкие цены на бензин — это временное решение, которое несёт долгосрочные последствия:
    •    Рост госдолга. Постоянное субсидирование топлива увеличивает нагрузку на бюджет и формирует долговую яму, за которую придётся платить будущим поколениям.
    •    Ухудшение экологии. Дешёвое топливо стимулирует рост потребления, что негативно сказывается на окружающей среде.
    •    Экономическая нестабильность. При изменении цен на нефть или экономических кризисах государство может столкнуться с невозможностью удерживать цены на топливо на низком уровне.

Что оставим будущим поколениям?

Казахстанская политика субсидирования бензина направлена на поддержание доступности топлива для населения. Однако она становится всё менее устойчивой. Государственный долг растёт, инфраструктура устаревает, а зависимость от импорта усиливается. Вопрос заключается не только в текущих потерях бюджета, но и в том, какие последствия ждут будущие поколения.

Казахстанцам важно осознать, что дешёвый бензин — это заслуга не нефтяных богатств, а государственной субсидии, которая в конечном итоге оплачивается из кармана каждого гражданина. Главная задача — найти баланс между доступными ценами и устойчивым развитием экономики, чтобы оставить нашим детям не долги, а стабильное будущее.

«Қонаевтың саяси мансабының басталуына Бейсембай Кенжебаев себеп болған» – Құлбек Ергөбек

Құлбек Ергөбектің айтуынша, Б.Кенжебаев Қонаевтың саяси мансабының басталуына себепкер болғаны ақиқат.
Даурен Омаров Даурен Омаров 25.02.2025 | 00:24

«Әсіре алашшыл болып жүр»: Құлбек Ергөбек алаштанушыларды сынға алды

Жазушы-ғалымның айтуынша, Сәбит Мұқанов сияқты совет қайраткерлерін сынағанда обьективтілік керек.
Даурен Омаров Даурен Омаров 24.02.2025 | 13:24

«Мағауинмен қоштасуды да саясатқа айналдырып жібердік» - Құлбек Ергөбек

Құлбек Ергөбек Adal Adal youtube арнасына берген сұхбатында Мұхтар Мағауин мен Бердібек Сапарбаевтың телефон арқылы сөйлескенін айтты.
Даурен Омаров Даурен Омаров 24.02.2025 | 09:28

Ербол Алшынбай өлеңдері: АҚШ жазушысы пікір білдірді

Жазушы Джудит Линберг Ербол Алшынбайдың «Жылқы ғана жалғандағы серігім» атты топтама өлеңдерін оқып, өз әсерін бөлісті.
Даурен Омаров Даурен Омаров 22.02.2025 | 11:59

Тұтынушылардың құқықтары: несие бойынша заңсыз әрекеттерге қарсы күрес рөлі

“Zangerler palatasi” заң консультанттар Палатасының заң консультанты Ақылбекова Ақниет Абдразаққызымен сұхбат.
Даурен Омаров Даурен Омаров 20.02.2025 | 17:34

«Маңғыстауды басқару оңай емес»: Еділ Жаңбыршин облыстың жаңа әкімі туралы ойын айтты

Депутат Маңғыстау облысының әкіміне "тәжірибесі мол, елмен тіл табыса алатын әкім" деген баға берді. 
Даурен Омаров Даурен Омаров 18.02.2025 | 12:49