Развитие атомно-энергетической отрасли в Казахстане – логичный и закономерный шаг, считает эксперт
По его словам, это напрямую повлияет на энергетическую безопасность
Денис Зарва, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии РК в области науки и техники им. аль-Фараби, заместитель главного инженера РГП Национальный ядерный центр РК считает, что с учетом ежегодно растущего энергодефицита, официально принятого Правительством Казахстана курса на переход к безуглеродной энергетике, а также наличия в стране сырьевой, научной и производственной базы - развитие атомно-энергетической отрасли в Казахстане является логичным и закономерным шагом.
Он разъяснил, что АЭС при эксплуатации не производит парниковых газов и потребляет намного меньше топлива в отличие от станций на угле или природном газе, что позволит достичь целей углеродной нейтральности.
Ядерный реактор может эксплуатироваться и производить максимальный объем электроэнергии в режиме 24/7 в течение 60 и более лет. Исходя из прагматичных целей энергетической безопасности и учитывая то, что Казахстан является крупнейшим производителем урана в мире – строительство АЭС в Казахстане – это очевидное, выгодное решение. Это и есть диверсификация энергетической отрасли, что напрямую влияет на энергетическую безопасность, поскольку снижает зависимость от стоимости и количества имеющихся в распоряжении энергоресурсов и расширяет топливно-энергетическую базу, - говорит эксперт.
Кроме того, он отметил безопасность атомной энергетики на сегодняшний день.
Сегодня атомная энергетика признается самым безопасным для персонала, населения и соответственно окружающей среды способом производства энергии. Несмотря на резонансные и громкие случаи, повлиявшие в свое время на имидж атомной энергетики, если внимательно посмотреть статистику по количеству человеческих жертв на 1 ТВт*ч вырабатываемой энергии за всю историю энергетики в мире, где представлены все без исключения виды генерирующих станций, включая: гидростанции, объекты ВИЭ, тепловые станции и атомные, то тепловые станции находятся в лидерах, а атомные станции в конце списка, немногим уступая лишь солнечным электростанциям. Об этом свидетельствуют исследования, опубликованные в крупнейшем авторитетном медицинском журнале The Lancet, а также данные международных аналитических агентств, включая Our World in Data, Environmental Progress, - обратил внимание Денис Зарва.
Между тем, эксперт считает, что Казахстан имеет все необходимые предпосылки и возможности для развития собственной атомной энергетической программы.
Это и развитая уранодобывающая и перерабатывающая промышленность, материально-техническая база и кадровый ресурс, существенный опыт эксплуатации и вывода из эксплуатации атомных энергетических и исследовательских реакторов, опыт обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. В связи с этим, в дальнейшем развитии атомной энергетики в мире, не только в Республике Казахстан, в настоящее время сомневаться не приходится. Мы не новички в атомной энергетике и рано или поздно мы снова вступим в клуб стран, обладающих атомными энергетическими источниками, - сказал он.
Денис Зарва отметил, в целом в отрасли работает чуть более 17-ти тысяч человек, учитывая АО НАК «КазАтомПром».
Кроме того, правительство приступило к ряду конкретных мер по повышению привлекательности получения образования в инженерно-технической сфере. Фактически для того, чтобы обеспечить атомную электростанцию кадрами, нужно около двух тысяч человек, из них 400 – это инженерно-технические работники разных профессий, включая энергетиков, электриков, теплоэнергетиков, КИПовцев и т.д, - сообщил спикер.
Эксперт заметил, из 400 инженерно-технических работников всего около 30 должны быть именно с профильным образованием в области ядерной физики. Причем сейчас в Казахстане как минимум 5 университетов готовят специалистов по данному профилю по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. Кроме того, открыты совместные филиалы с именитыми зарубежными вузами и вузами постсоветского пространства, в том числе с Московским инженерно-физическим институтом.
Стоит обратить внимание, что в любом случае станция строится 8-10 лет, и за это время можно со школьной скамьи не одно поколение подготовить. Но и сегодня кадров достаточно. Причем любой вендор, любой тип реактора, какой бы мы ни выбрали, предусматривает специализированную подготовку именно у поставщика, именно на этом типе реакторов, на конкретных тренажерах или действующих АЭС. Только после этого, когда они пройдут эту стажировку, аттестуются, они будут допущены к эксплуатации этой техники, - заключил спикер.