Пугание Исламом стало любимым приемом пропаганды – социолог
По мнению социолога, привязав вопрос экстремизма к теме хиджабов, государство, таким образом, само себе создало проблему
В интервью на YouTube-канале ADAL Adam социолог Серик Бейсембаев рассказал о религиозной ситуации в Казахстане и ответил на вопрос - может ли страна стать халифатом?
Эксперт говорит, что эта угроза чересчур преувеличена, и он не видит никаких социальных предпосылок для того, чтобы Казахстан стал религиозным государством.
«Если говорить про людей, которые читают пятикратный намаз, ходят регулярно в мечеть и соблюдают все религиозные предписания - их доля, по разным оценкам, до 10 %. В зависимости от регионов, от возрастных групп, там могут быть разные пропорции, но и внутри, это нужно понимать, те категории, которые сейчас вызывают больше вопросов, - это люди, которые покрываются полностью или надевают хиджаб, люди, которые отращивают бороды, этой категории еще меньше, то есть это очень небольшая когорта, которая во многом из-за религиозной политики в стране стала демонизируемой, и сейчас на них стали обращать внимание, якобы группы, которые ведут нас, условно, в Афганистан либо в Иран», - говорит Серик Бейсембаев.
«Это больше манипуляция общественным мнением, любимая догадка - нас от чего-то отвлекают. Я к этому скептически отношусь, но мне кажется, что пугать Исламом стало любимым приемом пропаганды, чтобы не обсуждать действительно важные вопросы, например, вопрос Кантара и тех судебных дел, которые сейчас мы имеем в отношении участников», - добавил он.
Социолог Серик Бейсембаев последние десять лет занимается изучением вопросов экстремизма и радикализма, поэтому мы спросил у него: в пропаганде нетрадиционного Ислама могут участвовать люди у власти?
«Ваш язык, который вы используете - «пропаганда нетрадиционных течений» - это тот язык, который был придуман в кабинетах министерств, комитетов профильных, которые занимались предупреждением так называемого религиозного экстремизма, и я человек, который анализирует в целом политику государства в религиозной сфере, изучал программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, могу сказать, что вот этот нарратив, он полностью сконструирован и спущен сверху вниз», - отметил он.
«Те, кого сразу внешние характеристики выдают, потом говорят: это те, которые салафиты, - это настолько условно и неопределяемая вещь, кто салафит, кто не салафит, кто традиционный, кто не традиционный, каковы критерии - никакой эксперт вам не расскажет. Когда вы спускаетесь на уровень людей, начинаете интересоваться их религиозными взглядами, то они себя не делят, что кто-то нетрадиционный, кто-то традиционный, они верующие, а они сунниты. По мазхабам могут быть вопросы, но это настолько узкая религиозная тема, которая вышла в публичном поле, потому что у нас вся большая пропагандистская машина очень сильно заточена была на эту тему, и, к сожалению, произошла стигматизация вот этой группы в виде людей, которые имеют бороду, и женщин, которые носят хиджаб. В итоге мы имеем внутри страны демонизированный образ людей, с которыми нужно все время бороться», - добавил он.
По его словам, привязав вопрос экстремизма к теме хиджабов, государство, таким образом, само себе создало проблему.
«Сейчас в авторитарных государствах проблема в том, что запрет легко вносится, но обратно откатить очень трудно, потому что наши чиновники считают, что как только ты сдаешь назад, значит, ты показываешь слабость. А так нельзя, потому что завтра они еще большего захотят, то есть эта логика не предполагает компромисса, не предполагает диалога, а предполагает только еще больше противоречий, соответственно, роста напряжения и конфликта», - сказал Серик Бейсембаев.
Полную версию интервью с социологом Сериком Бейсембаевым вы можете посмотреть на YouTube-канале ADAL Adam.