Что изменит новый закон о госзакупках
Проект закона «О государственных закупках» в новой редакции мажилис одобрил в первом чтении 3 апреля
Общественный мониторинг
Как уточняет пресс-служба мажилиса, законопроектом вводится институт общественного мониторинга, особенно по работам, связанным со строительством.
Предлагается размещать в общем доступе на веб-портале госзакупок (goszakup.gov.kz) графики выполнения работ с подтверждением отчетов по их исполнению (в том числе с использованием фото- и видеофиксации).
Субъекты общественного контроля получат право на осуществление мониторинга по исполнению договоров госзакупок. Мониторинг будет проводиться в соответствии с механизмами, предусмотренными законом «Об общественном контроле». Норма направлена на повышение прозрачности и снижение коррупционных рисков.
Сроки процедур сократят в два раза
Проект нового закона о госзакупках направлен на упрощение и дебюрократизацию процесса.
Сейчас одной из проблем является длительность процедур, поэтому предлагается исключить этап предварительного допуска, а также пересмотреть сроки по отдельным процедурам. В результате общий срок процедуры осуществления госзакупок сократится с двух до одного месяца.
Закупки будут признаваться состоявшимися при одной заявке
Сейчас закупки признаются несостоявшимися в тех случаях, если на участие в конкурсе поступила одна заявка, либо же по результатам рассмотрения нескольких заявок к конкурсу допущен один потенциальный поставщик. В этой связи заказчиком разыгрывается повторный конкурс.
Согласно новой редакции закона, в случае представления одной заявки на участие в конкурсе и признания ее соответствующей квалификационным требованиям – закупки будут признаваться состоявшимися. Это существенно сэкономит время, а также упростит процесс, поскольку заказчику не нужно будет проводить повторную процедуру закупа.
Сельские акиматы смогут производить закуп из одного источника в пределах 3000 МРП
Госзакупки из одного источника будут усовершенствованы. Для этого количество оснований для таких закупок сокращается с 46 до 44. Исключается приобретение периодических печатных изданий на бумажном и (или) электронном носителях, а также услуг по ремонту авиационной техники на специализированных авиаремонтных предприятиях.
Кроме того, устанавливаются предельные значения госзакупок способом из одного источника: по товарам – до 100 МРП, по работам и услугам – до 500 МРП, по товарам, работам и услугам для сельских акиматов – до 3 000 МРП.
Также исключается требование по обязательному осуществлению закупок конкурентными способами.
Ряд товаров, работ и услуг будет закупаться у МСБ для их поддержки
В новой редакции закона предлагается ввести перечень товаров, работ, услуг, закупки которых будут осуществляться среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень будет утверждаться министерством финансов и Национальной палатой предпринимателей. Данная мера направлена на поддержку отечественных производителей и, в первую очередь, поддержку субъектов МСБ.
Также для поддержки местных компаний предусмотрены критерии в виде территориального признака, влияющие на конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика. В этой связи поставщикам, зарегистрированным в местности выполнения работ, присваивается условная скидка в размере 1%.
С учетом положительной динамики работа по широкому применению территориальности будет продолжена. Рассматривается возможность увеличения условной скидки.
Усиливается ответственность заказчика и исполнителя госзакупок
Поправками в Кодекс об административных правонарушениях вводится ответственность организатора закупок за необращение или несвоевременное обращение в суд с иском о признании поставщиков недобросовестными участниками госзакупок в случае предоставления недостоверной информации. Наказываться такое правонарушение будет штрафом в размере 30 МРП, в случае повторности – 60 МРП.
Кроме того, дополняются основания привлечения к административной ответственности должностных лиц заказчика за непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган сведений об уклонении поставщика от заключения договора путем невнесения обеспечения исполнения договора. Наказание – штраф в размере 30 МРП, в случае повторности – 60 МРП.
В целях усиления ответственности поставщиков за срыв сроков и ненадлежащее качество работ предлагается законодательно установить требования о необходимости исполнения поставщиком своих обязательств (восстановить норму действующего закона (пункт 24 статьи 43). Также предлагается снизить разрешенный объем работ для передачи на субподряд с 50 % до 30 % (пункт 23-1 статьи 43 действующего закона).